воскресенье, 26 октября 2014 г.

Проекты и ПЗ в НШ

Роль и место проектной деятельности в начальной школе

Проектной деятельностью занимаюсь достаточно давно, но знаю коллег, которые являются профи в этом деле: они не только ставят проектные задачи перед своими учениками, но и проводят сетевые проекты для ребят России, делятся своим опытом с учителями нашей необъятной Родины. Горжусь тем, что могу лично к ним обратиться за помощью и подсказкой. Кто они? Это активные участники сообщества Началки.
Каждый раз, начиная новый проект в классе, спрашиваю себя: зачем это нужно? И нахожу, пожалуй, один ответ всегда: опыт творческого применения полученных знаний и возможность развивать метапредметные умения (см. Примерную Программу НОО с.23). Какие же метапредметные умения можно развивать? Думаю, что если работа осуществляется в парной или подгрупповой форме, то в первую очередь - коммуникативные. Если проект использует ИТ, впрочем, на сегодняшний момент без Википедии никуда, то добавляется еще и информационная и медийная грамотность. 
"Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые на правлены на анализ и управление своей познавательной дея тельностью." (см. ПП НОО с.178). Как не в проекте ребенок научится ставить перед собой цель, планировать свою работу, искать информацию, сотрудничать с педагогом и другими участниками проекта, нести ответственность за процесс и результат. Есть еще и оценка, которую в проекте лучше использовать как взаимооценивание и формирующее оценивание, которое поможет улучшить результат. И еще рефлексия, которая должна способствовать самооценке своей деятельности, своих ожиданий. 
Каково место проектной деятельности в начальной школе? Место прописано в УМК. Например, по УМК "Школа России" по каждому предмету указаны темы проектов, в учебнике отведены определенные страницы, в рабочих тетрадях есть место для оформления отчета по проекту. Естественно, каждый учитель вправе выбрать (изменить, уточнить) тему, расширить круг задач или сроки проекта, но это уже неизбежность, без которой невозможно представить учебную жизнь младшеклассников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий